На севере Москвы неподалеку от ВДНХ располагается мемориальный музей космонавтики. Его главная часть — монумент, изображающий полёт ракеты. Рядом с монументом возвышается памятник основоположнику космонавтики — Константину Эдуардовичу Циолковскому. Личности этого величайшего учёного и его вкладу в освоение космоса посвящается наше сообщение.
Детские годы Циолковского
В 1857 году в семье уездного лесничего, проживавшего в одном из сел Рязанской губернии, родился сын. При крещении в честь местного батюшки мальчик был назван Константином. Детские годы мальчика были заполнены обычными забавами деревенских ребятишек.
В семье Циолковских придавали большое значение образованию. Поддерживали родители и интерес сынишки к мастерству. Однако в 9 лет мальчик заболел скарлатиной и в результате болезни почти полностью потерял слух. Глухота препятствовала его учёбе в школе и общению со сверстниками. Школу пришлось оставить навсегда.
Мальчик пристрастился к чтению. Особый интерес подростка привлекла математика. Он с интересом осваивает один учебник за другим. Вскоре в естественных науках и математике Константин обгоняет своих сверстников. Теперь он мастерит уже не детские игрушки, а всякие технические приспособления. Среди них — небольшой токарный станок, астролябия, самодвижущиеся коляски. Вскоре подросток всерьез заинтересовался дирижаблями и изготавливает бумажную модель аэростата. Однако запуск заполненной водородом модели не удался. Константин понимает, как необходима ему дальнейшая учеба.
Московские годы
Видя тягу сына к знаниям и технике, отец посылает его для продолжения учебы в московское техническое училище. Однако юноша предпочитает заниматься самостоятельно в единственной бесплатной библиотеке. За 3 года он самостоятельно освоил курс гимназии и часть университетской программы и вскоре получает разрешение на преподавание в школе арифметики.
Все свободное от работы в школе время Циолковский отдает своим исследованиям. Работа над рукописями и чертежами, сменяется экспериментами в домашней лаборатории.
Однако глухота по-прежнему мешает ему общению с коллегами. Он изготавливает специальные трубки — «слухачи», позволявшие ему немного слышать собеседника.
Калуга
Признав его заслуги на преподавательском поприще, юношу переводят на работу в уездное училище города Калуги. 43 года — самую плодотворную часть своей жизни Циолковский прожил в этом красивом, древнем городке. 30 лет он преподавал в училищах Калуги физику, математику и астрономию. Здесь увидел свет его первый научный труд, в котором он излагает основы теории газов. Затем следуют работы по биологии, астрономии и даже философии.
Именно в Калуге у него зарождается идея покорения космического пространства за счёт принципа реактивного движения. Многолетняя работа учёного с чертежами, расчётами, испытанием моделей в самодельной аэродинамической трубе, увенчалась его знаменитой статьей «Исследование мирового пространства реактивными приборами».
Это была первая в мире научная работа по такой тематике. Циолковский убедительно доказал, что только ракета способна преодолеть земное тяготение.
Он в деталях разработал конструкцию жидкостно реактивного двигателя, использующего горючее и окислитель, размещенные на самом аппарате. Широта и глубина рассматриваемых в этой работе вопросов просто невероятна. Это:
- создание «ракетных поездов» (многоступенчатых ракет) для достижения ими космических скоростей;
- условия посадки космического аппарата на поверхность планеты при отсутствии атмосферы и возвращение его на Землю;
- создание искусственных спутников Земли, а также и обеспечение длительной работы человека в космосе, путём создания орбитальных космических станций;
- воздействие космического полёта на организм человека и многое другое.
Учёный выводит основное уравнение движения ракеты, позволяющее рассчитать максимальную скорость её движения. Это открытие и ныне, спустя столетие, используется при проектировании ракет.
Широта взглядов и эрудиция этого талантливого учёного-самоучки не может не вызывать восхищения. Великий учёный задумывался над будущим планеты, заботился о разумном использовании земных богатств и их возобновлении. Он предвидел увеличение численности населения Земли, возникающие в связи с этим трудности и необходимость освоения иных планет.
В 1930 году К. Э. Циолковский познакомился с С. П. Королёвым — будущим генеральным конструктором ракет, а тогда ещё начинающим учёным. Эта встреча сыграла значительную роль в решении Сергея Павловича заняться полётами в стратосферу на реактивных аппаратах. Спустя 5 лет Циолковский ушёл из жизни. Так завершилась биография этого талантливого и целеустремленного человека.
А под руководством Королёва был осуществлен запуск космического корабля с первым в истории человечества космонавтом Юрием Гагариным. После завершения полёта на встрече с журналистами Гагарину был задан вопрос, с какими неожиданными ощущениями он встретился в космосе. Ответ последовал незамедлительно: «реальность почти не отличалась от ощущений, описанных в работах Циолковского».
Автор: Драчёва Светлана Семёновна
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»: