Наш сегодняшний рассказ посвящён Древнему Риму, который в годы своего наивысшего расцвета являлся одним из самых могущественных государств античного мира. Его владения простирались от Англии на севере и до Эфиопии на юге, от Ирана на востоке и до Португалии на западе.
Как возникла Римская империя, в чём секрет её могущества? Что она дала миру и чем сама обогатилась от соседних государств?
Рождение римского государства
…Мягкий климат и удобное географическое положение Аппенинского полуострова, на котором зародилось Римское государство, издавна привлекали многочисленные племена. Со временем эти племена нашли общий язык, объединились и стали основой населения Древнего Рима, а их представители стали называться патрициями. Более поздние поселенцы составили сословие плебеев. Источником пополнения римской нации были и его соседи, именовавшиеся италиками, а также чужеземные рабы.
Патрициям принадлежала вся власть в зарождающемся государстве. Плебеи долгое время были очень ограничены в правах и не имели доступа к власти. Это порождало их недовольство и приводило к открытой борьбе за свои права. В конце концов, патриции и плебеи сумели договориться друг с другом и слились в единый римский народ. Свое государство они называли также как и его главный город — Римом. История Древнего Рима ведет свое исчисление от 753 г до н. э. и завершается в 476 г н. э.
Почему символом Рима является волчица
Как же римляне объясняли возникновение своего города?
В древности подлинные знания часто подменялись мифами и легендами. Одной из таких легенд и объясняется возникновение Рима.
… Дочь, одного из убитых правителей родила сыновей — близнецов Рема и Ромула. Но из-за страха мести новый правитель приказал погубить новорождённых. Однако их спасла и выкормила волчица. Братья выросли в семье пастуха и превратились в сильных, закаленных воинов. А в том месте, где их нашла волчица, они решили заложить город. Город был основан, но братья поссорились: Ромул убивает Рема, и называет город своим именем Римом (Roma)…
Волчица, спасшая братьев, стала символом Рима. Благодарные потомки установили ей памятник в национальном музее Италии — Капитолии.
Чем занимались древние римляне
Первоначально Рим был небольшим городом-государством. Его население состояло из трёх сословий:
- патрициев — коренных жителей, занимавших привилегированное положение в обществе;
- плебеев — более поздних поселенцев;
- чужеземных рабов — они попадали в плен в результате многочисленных войн, которые вело римское государство, а также собственных граждан, ставших рабами за нарушение закона.
Новый день для всех сословий начинался с рассветом. Рабы занимались работами по дому, выполняли самые тяжелые работы в сельском хозяйстве, трудились в каменоломнях.
Патриции принимали слуг, общались с друзьями, изучали право, военное искусство, посещали библиотеки и увеселительные заведения. Только они могли занимать правительственные должности и быть военачальниками.
Плебеи во всех сферах жизни были зависимы от патрициев. Они не допускались к управлению государством и командованию войсками. В их распоряжении были лишь небольшие участки земли. И в своем большинстве они занимались торговлей, разнообразными ремеслами — обработкой камня, кожи, металла и т. д.
Все работы выполнялись в утренние часы. Послеобеденное время использовалось для отдыха и посещения бань с термальными водами. Знатные римляне в это время могли посещать библиотеки, театральные представления и другие зрелища.
Политический строй древнего Рима
Весь 12-вековой путь римского государства состоял из нескольких периодов. Первоначально, это была выборная монархия во главе с царём. Царь управлял государством, как в мирное, так и военное время, исполнял обязанности верховного жреца. Наряду с царским единоначалием, существовал сенат, в который входили 300 сенаторов, выбираемых патрициями из числа своих старейшин. В народных собраниях первоначально участвовали только патриции, но в более поздний период, этих прав добились и плебеи.
После изгнания последнего царя в конце VI в. до нашей эры в Риме установился республиканский строй. Вместо единого монарха ежегодно избирались 2 консула, управлявшие страной вместе с сенатом. Если Риму угрожала серьёзная опасность — назначался диктатор, обладавший неограниченной властью.
Создав крепкую, хорошо организованную армию Рим покоряет весь Аппенинский полуостров, побеждает своего основного соперника — Каргафен, завоевывает Грецию и другие средиземноморские государства. И к I веку до нашей эры, превращается в мировую державу, границы которой проходили по трём континентам — Европе, Азии и Африке.
Республиканский строй не мог поддерживать порядок в разросшемся государстве. В сенате стали господствовать несколько десятков самых богатых семей. Они назначали наместников, правивших на завоеванных территориях. Наместники беззастенчиво грабили как простых людей, так и богатых провинциалов. В ответ на это, начались восстания и гражданские войны, продолжавшиеся почти столетие. В конце концов, победивший в борьбе за власть правитель стал императором, а подвластное ему государство стало именоваться империей.
Чему и как учили детей в древнем Риме
На римскую образовательную систему оказал серьёзное влияние опыт древних греков. Её основной целью было воспитание сильного, здорового, уверенного в своих силах поколения.
Мальчиков из малообеспеченных семей отцы учили пахать и сеять, приобщали к разнообразным ремёслам.
Девочек готовили к роли жены, матери и хозяйки дома — обучали основам кулинарии, умению шить и другим чисто женским занятиям.
В Риме существовали школы трёх уровней:
- Элементарные школы, дававшие ученикам лишь начальные навыки в чтении, письме и математике.
- Грамматические школы, в которых обучались мальчики от 12 до 16 лет. Учителя таких школ более образованы и занимали достаточно высокое положение в обществе. Для этих школ создавались специальные учебники и хрестоматии.
- Аристократы стремились дать своим чадам классическое образование в риторских школах. Мальчиков обучали не только грамматике и литературе, но и музыке, астрономии. Им давались знания по истории и философии, обучали медицине, ораторскому искусству и фехтованию. Словом всему, что необходимо было римлянину для карьеры.
Все школы были частными. Плата за обучение в риторских школах была под силу лишь самым богатым и знатным римлянам.
Что древний Рим оставил грядущим поколениям
Несмотря на многочисленные войны с внешними врагами и внутренние распри, древний Рим оставил человечеству ценнейшее культурно-художественное наследие.
Это изящные поэтические произведения, полные пафоса и убежденности ораторские сочинения, философские труды Лукреция Кара, поражающие глубиной мысли, но обличенные в поэтическую форму.
Римляне создали великую архитектуру. Одним из его самых грандиозных сооружений является Колизей. Самые тяжёлые работы по строительству выполняли 12 тысяч рабов из Иудеи, инженерные расчёты и оформление были доверены самым талантливым архитекторам и художникам Рима. Они использовали, созданный ими новый строительный материал, — бетон, новые архитектурные формы — купол и арку.
Этот столичный амфитеатр, вмещал более 50 000 зрителей. На арене Колизея веками проливали свою кровь гладиаторы, бесстрашные тореадоры вступали в единоборство с разъярёнными быками. Гладиаторы сражались до гибели одного из соперников, вызывая восторг и ужас у многотысячной толпы зрителей.
Следующий архитектурный шедевр — это Пантеон, т.е. храмовый комплекс римских богов, которые в значительной степени «позаимствованы» у древних греков. Это сооружение в форме купола высотой около 43 м. Одно из интереснейших инженерных решений — отверстие в вершине купола диаметром 9 м. Через него в огромный зал проникал дневной свет.
Римляне по праву гордились акведуками — водопроводами, по которым в город поступала чистейшая вода из источников, расположенных на возвышенных местах. Общая длина акведуков ведущих в Рим составляла 350 км! Часть из них направлялась к термам — античным общественным баням.
Самым известным сооружением такого назначения были Термы императора Каракаллы. Их размах и внутреннее убранство поражают грандиозностью и великолепием. Кроме бассейнов для купания там предусмотрены места для отдыха и общения, библиотеки. Сейчас они превращены в туристическую достопримечательность, что не мешает использовать их для театральных представлений.
Творческий гений римских мастеров нашёл свое выражение в памятниках скульптуры, запечатлевших в бронзе и мраморе выдающихся людей древнего Рима. Настенные росписи, мозаичные полы, прекрасные ювелирные изделия вызывают восхищение перед искусством древних мастеров.
Современному миру эта великая империя подарила и Римское право, регулирующее отношения между человеком и государством, а также латинский язык, который и поныне используется в медицинских и фармакологических терминах.
Но почему же пала эта великая империя в самом расцвете своего могущества? Если обобщить мнения исследователей по этому вопросу, ответ будет звучать так: государственная и военная власть римлян была не в состоянии управлять столь огромной империей.
Автор: Драчёва Светлана Семёновна
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя в группе ВКонтакте. А ещё — спасибо, если ты нажмёшь на одну из кнопочек «лайков»: